Тип проекта:
творческо-исследовательский, кратко -
срочный, групповой.
Участники
проекта:
воспитанники и воспитатели старшей
группы, музыкальный руководитель,
родители воспитанников.
Цель
проекта: Заинтересовать родителей в
сохранении народных традиций и передаче
их новому поколению.
Задачи
проекта: Развивать интерес детей к
народному быту.
Познакомить
детей с историей традиционной русской
обуви – валенок.
Формировать
у детей потребность получать новые
знания об истории народного костюма.
Поддерживать
у детей и родителей потребность в
совместной познавательной и творческой
деятельности.
Время
реализации проекта:
С 1 Сентября по 30 Марта.
Этапы
реализации проекта
1-й этап:
подготовительный (Сентябрь - Октябрь)
– сбор
информации, материала.
2-й этап:
организационный (Ноябрь – Декабрь)
-создание
экспозиции в группе, разработка содержания
занятий с детьми, сценария развлечения.
3-й этап:
формирующий (Январь – Февраль)
-проведение
занятий с детьми и родителями, организация
совместного развлечения.
4-й этап:
итоговый (анализ полученных результатов,
обобщение опыта).
Предполагаемые
результаты
У детей
сформированы знания об истории русского
валенка, материалах, инструментах,
необходимых для изготовления.
У старших
дошкольников развивается познавательный
интерес к истории, национальным традициям.
Родители
активно вовлечены в совместную с детьми
познавательно-творческую деятельность,
в образовательный процесс в ДОУ.
Формы
реализации проекта
Тематические
занятия по ознакомлению с окружающим.
Создание в
группе экспозиции, посвящённой истории
русского валенка.
Занятия по
изодеятельности (украшение макета
валенка: рисование, аппликация).
Составление
и отгадывание загадок.
Презентация
проекта: совместное
развлечение для детей и родителей
«Праздник Русского валенка».
Праздник
Русского Валенка
Сценарий
музыкального развлечения для детей
старшей группы и родителей
Предварительная
работа:
Отгадывание
загадок, разучивание стихов и частушек,
танца с валенками. Предварительная
работа с родителями.
Знакомства
с историей русского валенка.
Художественное
оформление детских валенок.
Разучивание
русского танца с родителями и детьми.
Звучит
русская народная музыка
Ведущий:
Ребята, вот мы и в лесу. Как нарядно
кругом! Какие заснеженные стоят деревья,
какие большие сугробы вокруг! Не замёрзли
ваши ручки? А щёчки? Давайте послушаем
звуки леса!
Фонограмма
«Звуки зимнего леса»
Ой,
что-то здесь я, ребята, нашла. Ребята,
чьи это валенки? Кто же их хозяин, как
вы думаете?
Голос
валенка:
Есть у меня хозяин, только он их потерял,
а зовут его Старичок-Лесовичок.как
теперь его найти – не знаю. Помогите
мне его разыскать, ребята!
Ведущий:
Ну что же, ребята, надо вы
ручать.
Давайте отправимся на поиски хозяина
зимнего леса – Старичка-Лесовичка.
Дети:
А мы не знаем, где он живёт, где же его
искать?
Ведущий:
а в этом нам поможет моё волщебное
зеркало. Сейчас тихонечко сядем и
заглянем в него.
Под
фонограмму таинственной музыки свет
в зале гаснет, освещено только зеркало,
створики которого раздвигаются.
Становится видна печка, на ней лежит
дед, кряхтит, охает, слезает с печи и
начинает искать валенки.
Старичок:
Что такое, не пойму, и тут нет, и здесь
нет, и даже под столом нет… Куда же я их
подевал? В чём теперь я буду обходить
свои владения?
Дед
уходит.
Ведущий:
Вот в чём дело. Теперь нам всё стало
понятно. Значит, эти валенки принадлежат
Старичку-Лесовичку! Ребята, поможем ему
их найти? Дорога, наверно, будет не
близкой, но делать нечего. В путь!
Дети
идут по залу и встречают Мастера.
Мастер:
Здравствуйте, ребята! Куда путь держите?
Ведущий:
Здравствуй, добрый человек, мы ищем
Старичка-Лесовичка, чтобы вернуть ему
потерянные им валенки.
Мастер:
Валенки? Ребята, а вы знаете что-нибудь
о них? Например, как их делают, из чего?
Дети:
Нет.
Мастер:
Тогда садитесь вот здесь, на лавочку, а
я расскажу вам об этом промысле.
Валенки
– удобная и целебная обувь. В валенках
не страшны самые лютые морозы. Чистая
овечья шерсть, сваленная руками мастера,
даёт человеку силу и душевный покой.
Надо
сказать, что технология за последние
триста лет совсем не изменилась: и сейчас
валенки делают точно так же, как и деды,
и прадеды мои. Изготовление валенок –
дело не простое, здесь нужна физическая
сила и много терпения, на которое способны
не многие. Для того, чтобы сделать
валенки, нужны сноровка и умение, но
самое главное – это любовь мастера к
своему делу и к людям, которые будут
носить эту обувь. Может, потому так
удобно и комфортно носить валенки, что
они сохраняют тепло рук своих создателей.
Как и прежде, ремесло валяния передаётся
от мастера к мастеру из поколения в
поколения.
Вальщик
в былые времена – почитаемый на Руси
мастер, и корни его мастерства уходят
в века. Валенки не раз спасали русского
человека во время невзгод, чему
свидетельствуют фотографии времён
Великой Отечественной войны. Без валенок
было бы невозможно освоение северных
регионов, совершение экспедиций на
Северный и Южный полюс.
Вы
уже знаете, что валенки изготавливаются
из овечьей шерсти. После того, как овечку
остригли, шерсть моют и вычёсывают,
потом прогоняют через шерстобойную
машину, в результате получается тонкое
мягкое полотно.
Его
долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть
слиплась. Затем, словно из пластилина,
лепят из полученной заготовки форму
валенка и вываривают её в кипящей воде,
чтобы шерсть свалялась ещё плотнее. Это
заготовка уже отдалённа, напоминает по
форме валенок, только очень большого
размера.
Потом
заготовку натягивают на колодку и
старательно отбивают со всех сторон
деревянной колотушкой, пока изделие не
примет форму обычного валенка и нужного
размера.
По
завершению всех этих процедур валенок
отправляют сушиться, и его остаётся
только побрить, чтобы он стал гладким
и блестящим.
В
наши дни валенки сохранили популярность
не только как тёплая обувь, но и как
основа для новых идей модельеров, которые
превращают обычный валенок в произведение
искусства, ведущие модельеры, предвещают
даже то, что в 21 веке валенок будет самой
модной обувью.
Ведущий:
Уважаемый мастер, спасибо тебе за
интересный рассказ о валенках. А наши
ребята исполнят весёлые частушки –
тоже про валенки!
Частушки
Чтоб
прогнать мороз и стужу, Не хочу ботинок
я,
Мы
в ладоши хлопаем, Не хочу сапожек,
В
валенках через сугробы Валенок удобнее
Радостные
топаем! Нет обуви для ножек!
Подарила
маменька Если кто меня обидит –
Беленькие
валенки. Я не плачу не реву,
С
ними я не расстаюсь, Сразу валенок
снимаю,
Даже
спать я в них ложусь! Подзатыльник им
даю!
Тётеньки
и дяденьки, Мы про валенки частушки
Все
носите валенки. Ещё долго можем петь.
Реже
станете болеть Так что, хлопая в
ладошки,
И
начнёте молодеть. Вы все можете
вспотеть!
Ведущий:
Валенки – это действительно очень
необходимая вещь. А знаете ли вы историю
создания валенка? С ней нас познакомит
семья (называет
фамилию родителей…).
Рассказ
об истории возникновения валенка.
Ведущий:
Как мы теперь знаем, валенки – не только
полезная натуральная обувь, но и , как
теперь утверждают дизайнеры, модная –
обувь.
Показ
новейших моделей валенок, декорированных
родителями и детьми (под музыку дети
представляют дизайнерские модели
валенок.
Ведущий:
Великолепные валенки. Во славу их наши
родители сейчас подарят нам замечательный
танец.
Танец
«Валенки» (исполняют родители вместе
с детьми).
Ведущий:
Ребята, мы танцуем и поём, а валенки-то
Старичку-Лесовичку ещё не вернули, в
чём он пойдёт в лес обходить свои
владения?... . Свет мой , зеркальце, помоги
нам встретиться со Старичком-Лесовичком.
Звучит
музыка, входит Старичок-Лесовичок.
Старичок:
Ой, куда это я попал?
Ведущий: Здравствуй,
Лесовичок! Как долго мы к тебе шли. Мы
с ребятами нашли твою пропажу. Это твои
валенки?
Старичок:
Ай-яй-яй! Нашлись, родненькие. Вот
спасибо, мои дорогие. спасибо вам за
такое доброе дело. Приглашаю вас всех
завести хоровод.
Исполняется
хоровод на русскую народную мелодию.
Ведущий:
Ну вот и подошёл к концу наш замечательный
праздник. Но зимы не кончаются. Они
приходят к нам каждый год, дарят нам
морозные дни и новые встречи с валенками.
Так пусть же валенки остаются традиционной
российской любимой обувью.
Дети
под весёлую русскую мелодию выходят из
зала.
|